Страница обновлена 16.03.2023

Государственное учреждение Ярославской области "Петровский детский дом"

Страница обновлена 16.03.2023

Государственное учреждение Ярославской области "Петровский детский дом"

Страничка социального педагога

Муравьева Людмила Борисовна

«Лучший способ воспитать

хороших детей –

это сделать их счастливыми»

О. Уайльд

Деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям:

Органиационно-методическая работа, которая включает в себя:

- участие в административных совещаниях при директоре;
- участие в педагогических советах, консилиумах;
- организация и участие на заседаниях Совета по профилактике правонарушений;
- оформление документации: формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке и т.п.

Диагностическая деятельность, которая предполагает:

-  заполнение социальных карт на вновь прибывших воспитанников;
-  составление социальных паспортов групп детского дома.

Защита социальных прав воспитанников, которая включает в себя:

- определение социального статуса воспитанников – оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах, признание их через суд безвестно отсутствующими, оформление инвалидности и гражданства воспитанникам;
- работу с документацией – формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах и т.п.;
- социальную диагностику детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности системы социальной службы детского дома, о качественных и количественных изменениях социального статуса воспитанника;
- контроль соблюдения социальных прав воспитанников в детском доме;
- предоставления свободного времени в распорядке дня;
- исключения вредного влияния.

Защита жилищных прав воспитанников, которая осуществляется путем:

- проверок санитарного состояния жилой площади, закрепленной за воспитанниками;
- контроля над сохранностью жилых помещений, закрепленных за воспитанниками; регистрации воспитанников по месту пребывания или по месту жительства;
- сбора необходимых документов для постановки выпускников на учет на внеочередное предоставление жилой площади и сотрудничества с учреждениями, выполняющими данную функцию.

Защита гражданских и социальных прав и законных интересов воспитанников, которая осуществляется путем:

- работы с организациями по формированию пакета документов на получение гражданства РФ, вновь поступившим воспитанникам;
- сбора пакета документов на получение страхового пенсионного свидетельства;
- сбора документов на постановку и снятие воспитанников по банку данных на усыновление;
- участия в судебных заседаниях;  
- контроля над получением общего начального  образования.

Защита материальных и имущественных прав воспитанников, которая предполагает:

- открытие на вновь поступивших воспитанников лицевых счетов в банке;
- формирование пакета документов на назначение пенсий воспитанникам (по потере кормильца, по инвалидности и т.п.), а так же контроль над своевременным продлением справок по инвалидности для получения пенсии;
- работу с судебными приставами по выплате алиментов родителями на содержание детей;
-  проверку поступлений денежных средств на сберегательные книжки воспитанников;
- переоформление на воспитанников наследственного имущества, оставшегося после смерти родителей или родственников;
- привлечение родителей к уголовной ответственности за уклонение от выплаты алиментов по статье 57 Уголовного Кодекса (далее УК) РФ;
- оформление исковых заявлений в суд на признание родителей безвестно отсутствующими;
- участие в судебных заседаниях;
- проверку по обеспечению воспитанников сезонной одеждой и обувью;
- подготовку пакета документов для перевода единовременного пособия выпускникам на сберегательные книжки и контроль над расходованием средств.

Социально-педагогическая деятельность по возвращению ребенка в семью, которая включат в себя:

- постановку вновь прибывших воспитанников на учет в Банк данных по усыновлению;
- внесение изменений в Банк данных по усыновлению;
- консультирование потенциальных опекунов и усыновителей;
- подготовка документации для процесса оформления опеки или усыновления;
- контроль над пребыванием воспитанников в семьях родственников в каникулярное время.

Работа по проблемам семьи, которая предлагает:

- выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей;
- работу с социально благополучными родственниками по возвращению детей в семью;
- проведение консультаций по семейному законодательству РФ;
- проведение воспитательных мероприятий, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи и т.п., которые направлены на формирование у детей позитивного образа семьи.

Профилактика асоциального поведения воспитанников, предупреждение и коррекция отклоений и социальной дезадаптации у детей позитивного образа семьи:

- профилактика школьной дезадаптации, которая осуществляется через информирование участников образовательного процесса о школьной успеваемости, о нарушениях дисциплины, прогулах, а так же внесение корректив в совместную образовательно-воспитательную деятельность т.п.;
- профилактика девиантного поведения и самовольных уходов воспитанников, которая осуществляется через установление норм поведения на территории детского дома.
- деятельность Совета по профилактике на базе учреждения при участии инспектора подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН), которая направлена  на выявление детей "группы риска" и индивидуальную работу с ними. Данная работа предусматривает индивидуальные отчеты воспитанников инспектору ПДН об успеваемости и дисциплине, ведение "дневников поведения" в школе и детском доме.

Информационно-аналитическая работа, которая включает в себя:

- подготовку годового отчета;
- подготовку информационных справок, статистической отчетности;
- предоставление своевременной информации в Пенсионный Фонд, Управление образования и другие инстанции.
Работа социального педагога в детском доме рассчитана на каждого ребенка, независимо от того, в каком возрасте он поступил в данное учреждение. А одним из основных показателей успешности работы всего коллектива является социальная адаптация выпускников детского дома.

Содержание основных направлений и результатов деятельности социального педагога в детском доме

Направления деятельности социального педагога определяются спецификой и проблемами воспитанников, воспитывающихся в детском учреждении. Это :

1.Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем воспитанников.
2. Социально-педагогическая защита прав ребенка.
3. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
4. Социально-педагогическое консультирование.
5. Посредническая деятельность социального педагога с семьёй.
6. Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом по вопросам социальной защиты детей.

Таким образом, работа по охране и защите прав воспитанников, имеющих статус – ребёнка – сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, является одной из главных задач учреждения, в котором они воспитываются. А организовать эту работу обязан, в первую очередь, социальный педагог. Поэтому роли социального педагога в образовательном учреждении отводится ведущее место.
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Цель социально-педагогической деятельности – социализация воспитанников. Эта цель может быть реализована путём выполнения различных задач.
В приведённой ниже таблице указаны задачи, функции деятельности, методы и формы организации социально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме.

Задачи социального педагога

Функции социально-педагогической деятельности

Методы и формы организации деятельности

1.Определение статуса ребенка

Диагностическая

Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребенка, анализ собранных данных о ребенке.

2.Составление индивидуальной программы развития воспитанника

Прогностическая

Определение медицинской, психологической, педагогической реабилитации ребенка

3.Адаптация, реабилитация, интеграция ребенка

Коррекционно-реабилитационная

Наблюдение, игра, беседа, тренинги, упражнения, поощрения, ведение личных дел воспитанников,

4.Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах

Посредническая и патронажная

Убеждение, беседа.

 

 

Работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме: заместителем директора по УВР, воспитателями, медицинскими работниками, психологом, дефектологом, логопедом, музыкальным работником.

 

Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребёнка. Путём изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнаёт ребёнка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребёнка до поступления его в детский дом, родителях ребёнка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется « диагноз социального заболевания» ребёнка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребёнка в детском доме происходит в коллективе.
Поэтому, наряду с изучением каждого ребёнка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом. Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную программу развития воспитанника т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая то, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребёнка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.