Страница обновлена 07.11.2018

Страничка социального педагога

Муравьева Людмила Борисовна

                                                                          

«Лучший способ воспитать

хороших детей –

это сделать их счастливыми»

О. Уайльд

Деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям:

  • Организационно-методическая работа, которая включает в себя:

- участие в административных совещаниях при директоре;

- участие в педагогических советах, консилиумах;

- организация и участие на заседаниях Совета по профилактике правонарушений;

- оформление документации: формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке и т.п.

  • Диагностическая деятельность, которая предполагает:

-  заполнение социальных карт на вновь прибывших воспитанников;

-  составление социальных паспортов групп детского дома.

  • Защита социальных прав воспитанников, которая включает в себя:

- определение социального статуса воспитанников – оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах, признание их через суд безвестно отсутствующими, оформление инвалидности и гражданства воспитанникам;

- работу с документацией – формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах и т.п.;

-социальную диагностику детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности системы социальной службы детского дома, о качественных и количественных изменениях социального статуса воспитанника;

- контроль соблюдения социальных прав воспитанников в детском доме;

- предоставления свободного времени в распорядке дня;

- исключения вредного влияния.

  • Защита жилищных прав воспитанников, которая осуществляется путем:

- проверок санитарного состояния жилой площади, закрепленной за воспитанниками;

- контроля над сохранностью жилых помещений, закрепленных за воспитанниками; регистрации воспитанников по месту пребывания или по месту жительства;

- сбора необходимых документов для постановки выпускников на учет на внеочередное предоставление жилой площади и сотрудничества с учреждениями, выполняющими данную функцию.

  • Защита гражданских и социальных прав и законных интересов воспитанников, которая осуществляется путем:

- работы с организациями по формированию пакета документов на получение гражданства РФ, вновь поступившим воспитанникам;

- сбора пакета документов на получение страхового пенсионного свидетельства;

- сбора документов на постановку и снятие воспитанников по банку данных на усыновление;

- участия в судебных заседаниях;  

- контроля над получением общего начального  образования.

  • Защита материальных и имущественных прав воспитанников, которая предполагает:

- открытие на вновь поступивших воспитанников лицевых счетов в банке;

- формирование пакета документов на назначение пенсий воспитанникам (по потере кормильца, по инвалидности и т.п.), а так же контроль над своевременным продлением справок по инвалидности для получения пенсии;

- работу с судебными приставами по выплате алиментов родителями на содержание детей;

 -  проверку поступлений денежных средств на сберегательные книжки воспитанников;

- переоформление на воспитанников наследственного имущества, оставшегося после смерти родителей или родственников;

- привлечение родителей к уголовной ответственности за уклонение от выплаты алиментов по статье 57 Уголовного Кодекса (далее УК) РФ;

- оформление исковых заявлений в суд на признание родителей безвестно отсутствующими;

- участие в судебных заседаниях;

- проверку по обеспечению воспитанников сезонной одеждой и обувью;

- подготовку пакета документов для перевода единовременного пособия выпускникам на сберегательные книжки и контроль над расходованием средств.

  • Информационно-консультационная работа с воспитанниками, их родственниками и педагогами по вопросам нормативно-правовых документов, актуальных проблем воспитанников и т.д., которая реализуется:

- через индивидуальные консультации;

  • Социально-педагогическая деятельность по возвращению ребенка в семью, которая включает в себя:

 - постановку вновь прибывших воспитанников на учет в Банк данных по усыновлению;

- внесение изменений в Банк данных по усыновлению;

- консультирование потенциальных опекунов и усыновителей;

- подготовка документации для процесса оформления опеки или усыновления;

- контроль над пребыванием воспитанников в семьях родственников в каникулярное время.

  • Работа по проблемам семьи, которая предполагает:

         – выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей;

        – работу с социально благополучными родственниками по возвращению детей в семью;

- проведение консультаций по семейному законодательству РФ;

- проведение воспитательных мероприятий, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи и т.п., которые направлены на формирование у детей позитивного образа семьи.

  • Профилактика асоциального поведения воспитанников, предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации, содержанием которой выступают:

- профилактика школьной дезадаптации, которая осуществляется через информирование участников образовательного процесса о школьной успеваемости, о нарушениях дисциплины, прогулах, а так же внесение корректив в совместную образовательно-воспитательную деятельность т.п.;

- профилактика девиантного поведения и самовольных уходов воспитанников, которая осуществляется через установление норм поведения на территории детского дома.

- деятельность Совета по профилактике на базе учреждения при участии инспектора подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН), которая направлена  на выявление детей "группы риска" и индивидуальную работу с ними. Данная работа предусматривает индивидуальные отчеты воспитанников инспектору ПДН об успеваемости и дисциплине, ведение "дневников поведения" в школе и детском доме.

  • Информационно-аналитическая работа, которая включает в себя:

- подготовку годового отчета;

- подготовку информационных справок, статистической отчетности;

- предоставление своевременной информации в Пенсионный Фонд, Управление образования и другие инстанции.

Работа социального педагога в детском доме рассчитана на каждого ребенка, независимо от того, в каком возрасте он поступил в данное учреждение. А одним из основных показателей успешности работы всего коллектива является социальная адаптация выпускников детского дома.

 

Содержание основных направлений и результатов деятельности социального педагога в детском доме.

Направления деятельности социального педагога определяются спецификой и проблемами воспитанников, воспитывающихся в детском учреждении. Это :

1.Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем воспитанников.

2. Социально-педагогическая защита прав ребенка.

3. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

4. Социально-педагогическое консультирование.

5. Посредническая деятельность социального педагога с семьёй.

6. Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом по вопросам социальной защиты детей.

 

Таким образом, работа по охране и защите прав воспитанников, имеющих статус – ребёнка – сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, является одной из главных задач учреждения, в котором они воспитываются. А организовать эту работу обязан, в первую очередь, социальный педагог. Поэтому роли социального педагога в образовательном учреждении отводится ведущее место.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Цель социально-педагогической деятельности – социализация воспитанников. Эта цель может быть реализована путём выполнения различных задач.

В приведённой ниже таблице указаны задачи, функции деятельности, методы и формы организации социально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме.

Задачи социального педагога

Функции социально-педагогической деятельности

Методы и формы организации деятельности

1.Определение статуса ребенка

Диагностическая

Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребенка, анализ собранных данных о ребенке.

2.Составление индивидуальной программы развития воспитанника

Прогностическая

Определение медицинской, психологической, педагогической реабилитации ребенка

3.Адаптация, реабилитация, интеграция ребенка

Коррекционно-реабилитационная

Наблюдение, игра, беседа, тренинги, упражнения, поощрения, ведение личных дел воспитанников,

4.Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах

Посредническая и патронажная

Убеждение, беседа.

Работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме: заместителем директора по УВР, воспитателями, медицинскими работниками, психологом, дефектологом, логопедом, музыкальным работником.

 

Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребёнка. Путём изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнаёт ребёнка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребёнка до поступления его в детский дом, родителях ребёнка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется « диагноз социального заболевания» ребёнка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребёнка в детском доме происходит в коллективе.

 

Поэтому, наряду с изучением каждого ребёнка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом. Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную программу развития воспитанника т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая то, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребёнка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.