Государственное учреждение Ярославской области "Петровский детский дом"
Страничка социального педагога
Степанова Наталия Вячеславовна
«Лучший способ воспитать
хороших детей –
это сделать их счастливыми»
О. Уайльд
Деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям:
Органиационно-методическая работа, которая включает в себя:
- участие в административных совещаниях при директоре;
- участие в педагогических советах, консилиумах;
- организация и участие на заседаниях Совета по профилактике правонарушений;
- оформление документации: формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке и т.п.
Диагностическая деятельность, которая предполагает:
- заполнение социальных карт на вновь прибывших воспитанников;
- составление социальных паспортов групп детского дома.
Защита социальных прав воспитанников, которая включает в себя:
- определение социального статуса воспитанников – оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах, признание их через суд безвестно отсутствующими, оформление инвалидности и гражданства воспитанникам;
- работу с документацией – формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах и т.п.;
- социальную диагностику детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности системы социальной службы детского дома, о качественных и количественных изменениях социального статуса воспитанника;
- контроль соблюдения социальных прав воспитанников в детском доме;
- предоставления свободного времени в распорядке дня;
- исключения вредного влияния.
Защита жилищных прав воспитанников, которая осуществляется путем:
- проверок санитарного состояния жилой площади, закрепленной за воспитанниками;
- контроля над сохранностью жилых помещений, закрепленных за воспитанниками; регистрации воспитанников по месту пребывания или по месту жительства;
- сбора необходимых документов для постановки выпускников на учет на внеочередное предоставление жилой площади и сотрудничества с учреждениями, выполняющими данную функцию.
Защита гражданских и социальных прав и законных интересов воспитанников, которая осуществляется путем:
- работы с организациями по формированию пакета документов на получение гражданства РФ, вновь поступившим воспитанникам;
- сбора пакета документов на получение страхового пенсионного свидетельства;
- сбора документов на постановку и снятие воспитанников по банку данных на усыновление;
- участия в судебных заседаниях;
- контроля над получением общего начального образования.
Защита материальных и имущественных прав воспитанников, которая предполагает:
- открытие на вновь поступивших воспитанников лицевых счетов в банке;
- формирование пакета документов на назначение пенсий воспитанникам (по потере кормильца, по инвалидности и т.п.), а так же контроль над своевременным продлением справок по инвалидности для получения пенсии;
- работу с судебными приставами по выплате алиментов родителями на содержание детей;
- проверку поступлений денежных средств на сберегательные книжки воспитанников;
- переоформление на воспитанников наследственного имущества, оставшегося после смерти родителей или родственников;
- привлечение родителей к уголовной ответственности за уклонение от выплаты алиментов по статье 57 Уголовного Кодекса (далее УК) РФ;
- оформление исковых заявлений в суд на признание родителей безвестно отсутствующими;
- участие в судебных заседаниях;
- проверку по обеспечению воспитанников сезонной одеждой и обувью;
- подготовку пакета документов для перевода единовременного пособия выпускникам на сберегательные книжки и контроль над расходованием средств.
Социально-педагогическая деятельность по возвращению ребенка в семью, которая включат в себя:
- постановку вновь прибывших воспитанников на учет в Банк данных по усыновлению;
- внесение изменений в Банк данных по усыновлению;
- консультирование потенциальных опекунов и усыновителей;
- подготовка документации для процесса оформления опеки или усыновления;
- контроль над пребыванием воспитанников в семьях родственников в каникулярное время.
Работа по проблемам семьи, которая предлагает:
- выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей;
- работу с социально благополучными родственниками по возвращению детей в семью;
- проведение консультаций по семейному законодательству РФ;
- проведение воспитательных мероприятий, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи и т.п., которые направлены на формирование у детей позитивного образа семьи.
Профилактика асоциального поведения воспитанников, предупреждение и коррекция отклоений и социальной дезадаптации у детей позитивного образа семьи:
- профилактика школьной дезадаптации, которая осуществляется через информирование участников образовательного процесса о школьной успеваемости, о нарушениях дисциплины, прогулах, а так же внесение корректив в совместную образовательно-воспитательную деятельность т.п.;
- профилактика девиантного поведения и самовольных уходов воспитанников, которая осуществляется через установление норм поведения на территории детского дома.
- деятельность Совета по профилактике на базе учреждения при участии инспектора подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН), которая направлена на выявление детей "группы риска" и индивидуальную работу с ними. Данная работа предусматривает индивидуальные отчеты воспитанников инспектору ПДН об успеваемости и дисциплине, ведение "дневников поведения" в школе и детском доме.
Информационно-аналитическая работа, которая включает в себя:
- подготовку годового отчета;
- подготовку информационных справок, статистической отчетности;
- предоставление своевременной информации в Пенсионный Фонд, Управление образования и другие инстанции.
Работа социального педагога в детском доме рассчитана на каждого ребенка, независимо от того, в каком возрасте он поступил в данное учреждение. А одним из основных показателей успешности работы всего коллектива является социальная адаптация выпускников детского дома.
Содержание основных направлений и результатов деятельности социального педагога в детском доме
Направления деятельности социального педагога определяются спецификой и проблемами воспитанников, воспитывающихся в детском учреждении. Это :
1.Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем воспитанников.
2. Социально-педагогическая защита прав ребенка.
3. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
4. Социально-педагогическое консультирование.
5. Посредническая деятельность социального педагога с семьёй.
6. Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом по вопросам социальной защиты детей.
Таким образом, работа по охране и защите прав воспитанников, имеющих статус – ребёнка – сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, является одной из главных задач учреждения, в котором они воспитываются. А организовать эту работу обязан, в первую очередь, социальный педагог. Поэтому роли социального педагога в образовательном учреждении отводится ведущее место.
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Цель социально-педагогической деятельности – социализация воспитанников. Эта цель может быть реализована путём выполнения различных задач.
В приведённой ниже таблице указаны задачи, функции деятельности, методы и формы организации социально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме.
Задачи социального педагога |
Функции социально-педагогической деятельности |
Методы и формы организации деятельности |
1.Определение статуса ребенка |
Диагностическая |
Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребенка, анализ собранных данных о ребенке. |
2.Составление индивидуальной программы развития воспитанника |
Прогностическая |
Определение медицинской, психологической, педагогической реабилитации ребенка |
3.Адаптация, реабилитация, интеграция ребенка |
Коррекционно-реабилитационная |
Наблюдение, игра, беседа, тренинги, упражнения, поощрения, ведение личных дел воспитанников, |
4.Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах |
Посредническая и патронажная |
Убеждение, беседа. |
Работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме: заместителем директора по УВР, воспитателями, медицинскими работниками, психологом, дефектологом, логопедом, музыкальным работником.
Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребёнка. Путём изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнаёт ребёнка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребёнка до поступления его в детский дом, родителях ребёнка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется « диагноз социального заболевания» ребёнка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребёнка в детском доме происходит в коллективе.
Поэтому, наряду с изучением каждого ребёнка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом. Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную программу развития воспитанника т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая то, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребёнка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.